Господдержка наставничества должна стать частью нацпроектов

В ОПРФ поддержали законодательную инициативу о закреплении в трудовом законодательстве понятий «наставничество» и наставник, но отметили важность включения мероприятий по развитию наставничества в нацпроекты

С таким мнением выступил первый заместитель председателя комиссии ОПРФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Леонид Шафиров. Он так прокомментировал инициативу депутата Госдумы РФ Екатерины Стенякиной[1].

 — Развитие института наставничества в российских организациях — необходимое условие для роста производительности труда, для сохранения кадрового потенциала. Не секрет, что иногда опытные сотрудники, опасаясь оказаться невостребованными, не передают знания молодёжи. А молодые специалисты, практиканты, стажёры не могут правильно выстроить взаимоотношения с более опытными коллегами. Поэтому наставничество должно быть институционализировано, а инициатива депутата должна быть поддержана, — отметил Шафиров.

По информации пресс-службы ОПРФ, члены ОПРФ и региональных общественных палат уже на протяжении нескольких лет уделяют большое внимание вопросам развития наставничества в целом, наставничества на производстве в частности[2]. Так выявление и изучение лучших отраслевых, региональных, муниципальных и корпоративных практик развития наставничества становились предметом рассмотрения в рамках экспертных сессий форумов “Сообщество»[3], по итогам принимались рекомендации ОПРФ[4].  В этих мероприятиях принимали участие и региональные депутаты, среди которых была и нынешний депутат Госдумы Екатерина Стенякина. Кроме того, проводились специальные мероприятия для популяризации наставничества. Были проведены конкурсы по созданию энциклопедических статей, посвящённых наставникам и выпускникам советских и российских учебных заведений[5], а также  наставникам в широком смысле слова —  людям, чей вклад в судьбы других оставил значимый отпечаток, стал толчком или фундаментом для достижения высоких результатов[6]. В целях мониторинга лучших наставнических практик в Дальневосточном[7], Северо-западном[8], Уральском[9] федеральных округах проведеныконкурсы публикаций в СМИ и блогах «Узнай профессию». Организована серия социологических опросов[10] о развитии наставничества, участие в которых приняли сотни интернет-пользователей. Жизнь и достижения выдающихся наставников прошлого и настоящего стали темами краеведческих олимпиад[11]. В Ростовской области при поддержке членов ОПРФ был реализован социальный проект, посвящённый почётным гражданам-наставникам[12], для преподавателей и их воспитанников проводились «Дни наставника и отличника»[13]. В результате этой работы членов ОПРФ к вопросу развития наставничества было привлечено внимание, что послужило развитию наставничества. Однако на государственном уровне наставничество не развивается системно.

По мнению Леонида Шафирова, нуждаются в расширении мероприятия по поддержке наставничества, реализуемые в рамках нацпроектов по развитию малого бизнеса и повышению производительности. Особенно важно развивать наставничество в малых городах и в сельских территориях. Так, по мнению члена ОПРФ, удастся хотя бы частично сохранить кадровый потенциал провинции. Эксперт отметил, что пришло время вернуться к тому, чтобы давать возможность школьникам получать рабочие профессии во время обучения. Надо возрождать профцентры, но делать это по-новому, на базе успешных организаций малого бизнеса, где у каждого школьника будет наставник[14],[15].